На сайте ведутся работы! Некоторые функции могут быть недоступны! Приносим свои изменения за доставленные неудобства!

Мы в VK

Мы в Google+

Мы в Twitter

Против нового богословия замещения

Культура

 

Новая книга помогает понять сложное отношение Церкви к мессианским евреям
Фото: Vandenhoeck & Ruprecht

В глазах многих представителей Церкви мессианские евреи являются помехой христианско-еврейскому диалогу. Что евреи и христиане могут получить от этих людей, показывает собрание научных статей. Рецензия на книгу Элизабет Хаузен.

Так называемых «мессианских евреев» евреи считают христианами, официальная Церковь их не признает. Новое собрание научных сочинений посвящено разным аспектам этого движения. Авторами являются несколько священников, иудаистка и еврей, верящий в Иисуса. Название говорит о главном вопросе этих сочинений: «Мессианские евреи - провокация». При этом также речь идет о часто обсуждаемой теме - благовестии среди евреев.

Иудаистка и пастор Ханна Рукс озаглавила свою статью так: «Слово-разжигатель - благовестие среди евреев». Она пишет: «В этом вопросе все боятся что-то упустить - именно это делает его таким щекотливым!» Автор приводит контраргументы распространенному представлению о том, что мессианские евреи являются «плодом благовестия среди евреев». Есть несколько исторических примеров тому, «что мессианско-еврейские общины сформировались как раз-таки в противовес тому, что они понимали под "благовестием среди евреев"».

Рукс упоминает те действия, которые в Израиле попадаются под закон, запрещающий благовестие: «Другие видят в понятии "благовестие среди евреев" ту деятельность, которая использует сложные ситуации или при помощи давления и финансовых стимулов пытаются привлечь евреев к вере в Христа». По мнению иудаистки, это понятие содержит три аспекта: практическое миссионерство; позиция; богословская позиция. Во избежание недоразумений, она, в качестве альтернативы, предлагает слово «встреча».

Павел не обращался в христианство

Издатель Ульрих Лаеппле пишет о комитете «Христиане и евреи» Евангелической церкви в Райнланде. Он хвалит их достижения и отмечает, что комитет обходит тему мессианских евреев, похоже даже на то, что она табу. «Видимо, в утвердившейся богословской концепции, как среди евреев, так и в Церкви, они вызывают некоторое смущение, поэтому эту тему пытаются избегать».

С точки зрения теологии, должны быть два аспекта: «Четкое принятие Церковью синагогального еврейского большинства и такое же недвусмысленное принятие мессианско-еврейского меньшинства - при этом и то, и другое должно быть богословски обосновано». Апостол Павел не стал бы говорить, что был евреем, а теперь стал христианином. Несмотря на крещение, он не был обращенным христианином, речь идет о внутрииудейском процессе. Лаеппе цитирует самоопределение христианина Павла: «Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Римлянам 11,1).

Церковь имеет еврейско-христианский фундамент

Также доброжелательно относится к мессианским евреям священник Петер Хиршберг. По его словам, благодаря евреям, верящим в Христа, он нашел путь к христианско-еврейскому диалогу. Тем не менее, он отчасти понимает христиан, вовлеченных в этот диалог, которые дистанцируются от таких евреев. Вместе с тем он отмечает, что часто задавался вопросом, действительно ли в этих кругах люди пытаются проявлять человеческое понимание к мессианским евреям и уделяют ли им должное внимание в богословских дискуссиях.

Он обращается к церквям с призывом: «Давайте попытаемся осознать, кто мы и откуда! Если бы такие евреи, верящие в Христа, как Петр, Павел и многие другие (назовем их по-старому мессианскими евреями) не принесли бы нам, не евреям, Евангелие, мы бы до сих пор поклонялись нашим германским богам. Фундамент христианской церкви - еврейско-христианский».

Хиршберг указывает на то, что первые евреи, верящие в Христа и не евреи могли избежать множество конфликтов и страданий, «если бы отказались от универсальной христологии, охватывающей иудаизм». В беседах с евреями, верящими в Иисуса, нужно пояснять, «почему благовестие евреям остается вопросом крайне сложным». Вместе с тем священник убежден, что однажды евреи тоже признают Иисуса своим Спасителем: «Если Христос явит себя Мессией Израиля, Он приведет в совершенство иудаизм, и для многих христиан и христианок это станет большой неожиданностью».

Христианские верования в еврейском контексте

Слово также предоставляется мессианскому еврею: Ричарду Харви из Англии. В 2015 году он принимал участие в подиумной дискуссии, которая проходила в рамках Немецкой евангелической конференции. Его первый текст является обобщением той презентации. Участникам конференции он объяснил, во что верят мессианские евреи. У большинства из них христианско-ортодоксальные убеждения по поводу того, что касается уникальности и божественности Христа, Троицы и авторитета Писания. В любом случае мессианские евреи выражают эти верования в своем культурном и религиозном контексте, который подтверждает избранность Израиля - иными словами, еврейского народа. «К нему относится убеждение, что у Бога есть особый замысел для Своего народа».

В другой статье Харви выступает против «богословия, которое игнорирует присутствие и богословское значение евреев, верящих в Иисуса». Оно, с его точки зрения, «само по себе является разновидностью богословия замещения» - то есть идеи о том, что Церковь заменила избранный народ.

Супруги Рита и Ханс-Йоахим Штольц рассказывают о личных встречах с евреями, верующими в Иисуса. Авторы напоминают о том, что в семьях мессианских евреев буйствовал Холокост. Мессианские евреи страдают от пренебрежения к истории Холокоста.

Хорошее объяснение мессианского иудаизма

Тексты, изданные в серии «Новое христианское богословие» выдержаны в стиле научной литературы. Специальные термины не объясняются, встречаются отдельные непереведенные цитаты из английских оригиналов. Наглядно показаны разноплановые дебаты о евреях, верящих в Иисуса. Хотя было бы интересно услышать и противоположную позицию, например, ответственного лица из Церкви, кто принципиально отвергает вступление мессианских евреев. Авторы часто цитируют выступление Харви на конференции.

Тем не менее, книга достойна прочтения, в ней показан исторический путь евреев, верящих в Иисуса - от ранней Церкви до наших дней. Можно увидеть многообразие мессианского богословия и связанной с этим жизни - от чисто еврейской направленности до христианского характера, в котором почти не осталось еврейских элементов. Другое достоинство книги в том, что когда речь заходит об израильской политике, авторы подходят к этому вопросу очень дифференцированно.

Ульрих Лаеппле: «Мессианские евреи - провокация»
Ulrich Laepple (Hg.): „Messianische Juden - eine Provokation", Vandenhoeck & Ruprecht, 159 Seiten, 20,00 Euro, ISBN 978-3-7887-3055-0


Элизабет Хаузен

19.12.2016 12:01


Читайте также другие статьи: