На сайте ведутся работы! Некоторые функции могут быть недоступны! Приносим свои изменения за доставленные неудобства!

Мы в VK

Мы в Google+

Мы в Twitter

Является ли Дональд Трамп големом?

Культура

 

Американский писатель Джошуа Коэн большой поклонник символической силы иврита
Фото: Israelnetz/Норберт Шэфер

Голем - один из самых известных персонажей еврейской мифологии. Способный на безумства глиняный великан служит хорошей метафорой для предвыборной борьбы в США. Так считает американский писатель Джошуа Коэн, который проводит параллели с обществом цифровой информации.

«Является ли избранный американский президент големом?», - спрашивает швейцарский литературовед Каспар Баттергей своего американского гостя. Это начало целой серии подиумных дискуссий, которые Еврейский музей в Берлине организовал в связи с выставкой големов. Она посвящена одному из самых известных персонажей еврейской мифологии и будет работать до 29 января 2017 года.

«Вопрос скорее звучит так: является ли Дональд Трамп големом или раввином, создающим голема?», - отвечает Джошуa Коэн. Американский писатель, который в юности в Атлантик сити посещал еврейскую ешиву, любит играть с метафорами. Легендарная фигура голема хорошо подходит для его сравнений. Великан, который по легенде оживляется заклинаниями из сочетания еврейских букв, а создается из неживой материи, как глина или пыль, удачный образ для предвыборной борьбы в США. Задуманный как помощник, голем в большинстве рассказов выходит из-под контроля, рушит все вокруг и угрожает всему живому.

Избиратели Трампа улучшенные версии големов

«Возможно, американские избиратели создали Дональда Трампа, как своего голема?», - размышляет Коэн, новая книга которого «Book of Numbers» («Книга цифр») вышла в прошлом году. «Или же Трамп - маг, а миллионы избравших его людей являются его творениями, вышедшими из-под контроля?» - размышляет вслух Коэн.

Этот мифический образ в основном использовали поэты немецкого романтизма, такие, как Теодор Шторм или E.T.A. Хоффман. В XIX веке голема чаще всего изображали негативным персонажем. Фильмы Пола Вегенера, особенно его немая классика «Голем: как он пришел в мир» 1920 года, сформировали визуальное воображение. «Люди, избравшие Трампа, думают, что он настоящий», - говорит Коэн. Интересно то, что для таких немецких романтиков, как Клеменс Брентано, голем был символом ложной реальности.

 


Миниатюрная копия легендарного Голема
Фото: В общественном доступе

Проекция собственной души

В книге Коэна «Book of Numbers», которая в следующем году выйдет в Германии, речь идет об одном из самых богатейших людей мира, которого зовут так же, как автора. Чтобы всех окончательно запутать, действующим лицом является писатель, которого тоже зовут Джошуа Коэн и который должен написать биографию миллиардера. Коэн любит использовать двойников. «Голем - проекция, двойник собственной души», - говорит автор. Автор заставляет своего героя бежать от интернета, потому что в цифровых технологиях Коэн видит точки соприкосновения с мифом о големе.

Голем нем, но как правило приходит в движение при использовании ключевого слова. Писатель считает, что интернет является отражением еврейской концепции заклинания и кодов. В действительности голема заклинают на добрые дела. «Изначально Facebook создавался для того, чтобы объединять людей», - говорит Коэн.

Сегодня в Facebook ложная информация подается наряду с той, которые несут самые серьезные СМИ. И подчас даже самые умные люди не могут отличать, каким сообщениям стоит верить, а каким нет. «Голем уничтожает систему, которая была создана для добрых намерений», - говорит Коэн. В этом схожесть голема с современным цифровым обществом.

Своей образностью иврит превосходит английский язык

Писателю, которого высоко оценила «New York Times», нравится еврейский образ голема потому, что, на его взгляд, человечество сегодня живет в мире, где отсутствует мистика. В своем романе он хотел вернутся к этим мистическим аспектам. Кроме того, он любит иврит, потому что это язык символов. Он считает, что своей поэтичностью он превосходит английский.

В легенде о големе Коэн также видит признаки высокомерия: оно проявляется не в создании голема из глины, что, по его мнению, является отражением силы Божьей. А в завышенной самооценке, когда голема используют для злых намерений: «Когда бесчинствует голем, это характеристика не голема, а его создателя».

Следующая подиумная дискуссия на тему големов состоится 1 декабря в 19.00 в Еврейском музее Берлина. Культуролог Кэти Голбин прочитает доклад о големах, как феномене поп-культуры. Встреча будет проходить под названием: «Голем возвращается». Вход свободный, но требуется регистрация.

Михаэль Мюллер

23.11.2016 18:18


Читайте также другие статьи: